Наши публикации

Кризис заставил переориентироваться на Россию (статья в газете "Белорусы и Рынок") от 2012-03-20

 

Во-первых, за счет переоценки валютной кредиторской задолженности перед иностранными контрагентами, белорусские компании весьма серьезно сократили свои чистые активы и соответсвенно кредитоспособность.

Во-вторых, до сих пор, неурегулированы долговые обязательства по курсовым недоплатам с некоторыми компаниями-заказчиками. Валютный кризис, хорошо показал, «кто есть кто». С подавлющим большинством клиентов мы достигли полного взаимопонимания в тот непростой период и сегодня продожаем взаимовыгодное сотруднчество. Но в действиях некоторых бизнесменов увидел очень неожиданные вещи, на что они готовы пойти ради жажды дополнительного сверх-заработка на курсовой разнице – от элементарной подделки документов, до присылания гарантийных писем с подписью заведомо неуполномоченных на то лиц. И сейчас очень принципиальный момент – невзирая на величину суммы, «проучить» таких «горе-хитрецов» с попутным взысканием пеней и процентов за пользование чужими деньгами.

- И Вам удаётся доказывать свою правоту по «курсовым недоплатам 2011 года» в судах?

- В большинстве случаев, мы такие судебные дела выигрываем. Большим подспорьем в таких делах является  то, что  юристами нашей компании были найдены «нужные статьи» в белоруском законодательстве, и быстро был  найден единственно правильный алгоритм действий в период неопределенности по защите своих интересов и правильно составлены документы.

Всё идёт к тому, что мы не сможем взыскать только те потери по курсовым недоплатам, по которым, уповая на просьбы людей, которых считал партнёрами,  и под их «честное слово» или клятвенное обещание «буквально завтра всё оплатить», я сам лично пренебрегал рекомендуемыми юристами правилами и выступал гарантом полного выполнения этими «псевдо-партнёрами» обязательств перед Компанией.

Суммы были незначительными. За то, я сейчас точно знаю, за сколько «продаётся честь и достоинство» того или иного «псевдо-партнера» - от 100 до 500 долларов. И это хороший  «платный» урок для меня на будущее.

- А повлиял ли как то последствия 2011 года на структуру Вашего бизнеса?

- Есть такая пословица «Что нас не убивает сразу, то делает нас несомненно сильнее». Именно это можно сказать и последствиях «валютного кризиса» для нашей компании.   Насколько неожиданно «валютный кризис 2011 года» поставил вопрос об «экономической целесообразности» ведения логистического бизнеса в Республике Беларусь, настолько же быстро он заставил переориентироваться на другие рынки.  Главным образом, был смещен акцент усилий с белорусского рынка на российский и европейский рынок.

Если в начале 2011 года, 70% перевозок мы организовывали для белорусских клиентов, то сейчас, и только 30% - для российских клиентов, то сейчас «пирамидка перевернулась».

Сейчас можно с уверенностью говорить, что рынок наш целевой рынок – это логистический рынок Российской Федерации.

Если бы не «кризис», то к таким пропорциям мы бы пришли через несколько лет. А так получилось – за полгода. Что еще раз доказывает, что в любом событии, каким бы оно ужасным не было – нужно пытаться найти свой шанс изменить себя и скорректировать свой путь.

- А есть ли какие-либо отличия беларуских, российских и европейских клиентов в критериях выбора логистического партнера?

 

- Несомненно.

Основной критерий выбора беларуского клиента – это цена. Всё остальное второстепенно.

Сталкивался даже с курьезным случаем, что разница во фрахте в 10 долл при перевозке груза стоимостью в 100 000 долл, заставляла беларуского заказчика в последний момент судорожно менять логистического оператора уже в момент, когда груз находился на погрузке в порту Китая. Человек посвятил этому изменению целый день своего времени и немало нервов, но всё таки 10 долл сэкономил… Это бизнес по-беларуски.

А уже когда беларуский клиент выберет самый дешевый фрахт, его сразу начинает интересовать скорость доставки. Как обычно, груз был нужен «еще вчера».

Для российских клиентов – наиболее важным критерием является «полнота комплекса услуг» и комфорт. Даже однажды услышал на переговорах, «чем меньше Вы мне звоните и что-то у меня спрашиваете, тем больше я Вам заплачу за Вашу услугу. Если Вы соответствуете «стандартам комфорта» своего российского клиента, вопрос размера фрахта может не поднматься годами.

Для европейских клиентов – главным критерием является надежность и качество. Если с европейским клиентом, вы находитесь в определенном им «конкурентном диапозоне фрахтов» и делаете свою работу качественно и в срок, то европейский клиент не будет инициировать смену логистического оператора.

- Задам Вам стандпртный вопрос, который часто, наверное, Вам задают клиенты, и попрошу ответить очень кратко, чтобы лучше запомнилось - а чем главное отличие компаний, которые входят в Ваш Транспортно-Логистический Холдинг (Фабеас, SUNWELL, ВИТОВТ)?

- Неспекулятивность отношений. Мы всегда сами первыми сообщаем своим клиентам об уменьшении стоимости услуг, что позволяет нашим клиентам быть конкурентными и эффективными. Так как мы нацелены на долгосрочное сотрудничество и регулярный бизнес.

- Как я понимаю, Вам в России работать намного комфортнее? Не испытываете ли вы там каких-то трудностей? Всё-таки несмотря на Единое экономическое пространство, белорусы  в России – это граждане другого государства

- Я скажу так, что всегда комфортнее работать на своём рынке – где ты знаешь все «правила игры», и все происходящие процессы тебе понятны. Не от «хорошей жизни» многие беларуские логистические компании ищут своё счастье на российских логистических просторах. Несомненно, там рынок намного более ёмкий и богатый.

К примеру, на переговорах с одной из компаний в российской глубинке, нашему представителю сказали, что 4 из 5 коммерческих предложения приходят из Беларуси.

А к беларусам, мы сталкиваемся в России с разным отношением.

Для одних – это большой плюс, так как беларусов считают более обязательными, честными и готовыми работать за более низкие суммы вознаграждения, чем российские компании при более высоком качестве обслуживания.

Для других – это минус, так как беларусов считают «медленными» и «непонятными». («Мол, у Вас там непонятно, что происходит – сегодня Вы работаете, а завтра Вас «батька» закроет. И где нам Вас искать?»).

Для третьих – превалируют российско-имперские чувства - «не с руки русскому человеку заказы куда-то в Беларусь.

Для четвертых – не имеет никакого значения, кому отдавать логистику своих грузов. Главное – чтобы цена и качество были приемлемы.

Были и очень обидные моменты, когда в одном государственном учреждении в Санкт-Петербурге было сказано, что «со своим белоруским паспортом, Вы не являетесь субъектом налогового контроля России и прав, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, не имеете».

А по организации доставок в Россию есть одна большая трудность, которая вряд ли будет устранена в ближайшее время. Это «непрозрачная» таможенная очистка грузов в РФ.

- Что Вы имеете в виду под словом «непрозрачная» - ведь у нас Единое таможенное пространство и действует Единый таможенный кодекс?

- Разница между таможенной очисткой в Беларуси и России на данный момент существенная. Например, в Беларуси, импортёр в обязательном порядке должен производить таможенную очистку груза, оформлять Грузовую таможенную декларацию и уплачивать таможенные платежи. В России, если следовать букве закона – тоже самое.

Однако на практике во многих случаях происходит по-другому. Реальный грузополучатель и покупатель товара зарубежом – вообще не фигурирует как участник внешнеэкономической деятельности. За него всё делает логистический оператор через цепочку специально созданных структрур: сначала  через оффшорные структуры груз покупается у поставщика-нерезидента,  потом завозится в РФ на подставную «фирму-импортёра», потом перепродаётся несколько раз между фирмами-«однодневками», и наконец – поставляется реальному грузополучателю. При этом не обязательно, что товар будет сопровождаться какими-либо документами. Реальный грузополучатель сам себе сделает такие документы на приход, какие «нужно ему». Никаких промежуточных документов, ему естественно никто не предоставляет. Сколько теряет российский бюджет на таких схемах поставке на недополате таможенных платежей и налогов – пусть считают россияне. По неофициальной статистике, до 70% грузов заезжают в Россию по таким «непрозрачным» схемам.

- Так ведь такая схема поставки небезопасна, в первую очередь для конечного грузополучателя, так как он связан с компаниями, которые не в полном размере уплачивают налоги в бюджет? Не проще ли работать по легальной схеме и спать спокойно?

- Грузополучатели всё понимают и осознанно идут на риск.

Сам ранее задавался этим вопросом. Но пообщавщись с несколько российскими клиентами, я понял и попытаюсь, объяснить почему.

В спектре предлагаемых нащим Холдингом услуг на российском рынке, есть такая услуга как «организация комплексной товарно-логистичкой цепочки по импорту товара в РФ», от «дверей до дверей» которая включает для клиента не только транспортную доставку, но товарное сопровождение с момента приобретение товара у иностранного поставщика до поставки грузополучтелю уже товара в свободном обращении.

При этом (в отличии от «непрозрачной» схемы), наша цепочка построена на  принципах:

легальности (все операции полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и транзитных государств), налоговой безопасности (все компании, которые участвуют в цепочке поставки являются добросовестными налогоплательщиками в странах своих юрисдикций); документальной прозрачности (мы предоставляем своим клиентам все товаросопроводительные документы на всем пути следования товара от Поставщика до Покупателя).

Мы предлагаем такую «комплексную услугу» с нашим минимальным вознаграждением и с выбором оптимальных подрядчиков. И даже при этом, наша стоимость является выше «непрозрачной схемы» на 500 долл на 1 транспортную единицу. Мы сравнили каждую статью составляющих цены с «непрозрачной схемой» - и стало ясно, что заработок на «непрозрачных» схемах операторов в 10-20 раз больше нашего, а складывается он за счет недоплат таможенных платежей и налогов в бюджет РФ.

И на мой вопрос одному крупному российскому импортёру, который привозит в год 300 контейнеров из Китая, неужели 500 долл разницы  не является «обоснованной платой» в пользу «прозрачной» схемы ради безопасности и «спокойного сна», получил такой простой арифметический ответ:

Разница «прозрачной» и «непрзрачной» схемы за 1 год составит 300 контейнеров * 500 долл = 150 000 долл. За 3 года = 3 года * 150 000 долл = 450 000 долл. А «российская налоговая инспекция» приходит не чаще 1 раза за 3 года и цена откупных составляет от 100 000 до 150 000 долл. При этом 30% - на расчетный счет налоговой инспекции, остальное – наличными проверяющим. В итоге остаётся – не менее 300 000 долл чистой выгоды за  3 года в пользу «непрозрачной» схемы.

Как видите,  при такой системе остаются довольны все – и налоговая инспекция (пополнила бюджет), и инспекторы (попонили свое благосостояние), и грузополучатель (дополнительная выгода).

И несмотря на то, что все всё знают, и уже есть закрепленные законодательством РФ механизмы противодействия таким поставкам, вряд ли, в ближайшее время что-то поменяется. Уж очень много «удовлетворенных» в этой схеме – все устраивают друг друга.

Как у поэта «Хороша, ты, мать Россия, но порядка в тебе нет».

В этом главная особенность работы на российском рынке.

- И последний вопрос. В начале сентября 2010 года при "Республиканская конфедерация предпринимательства" по инициативе ООО "Фабеас" и Минского союза предринимателей и работодателей» была создана «Белорусская Ассоциация Логистики». Как развиваетесь? Какие планы?

- 2011 год в силу известных событий несколько притормозил реализацию поставленных планов Ассоциации. Но надеюсь, что в 2012 году,  удасться уделить гораздо больше времени на дела Ассоциации и наверстать «украденное кризисом время».  И мы приложим все усилия, чтобы Ассоциация логистики Беларуси уже в 2012 году объединила и консолидировала потенциал наиболее активных белорусских субъектов хозяйствования, работающих в сфере логистики, на благо развития экспортного логистического потенциала беларусов. Я лично вижу в этом, хорошие перспективы. Хочу отметить, что участие в Ассоциации – без вступительных и членских взносов. Цель – объединиться самим и объединить наш интеллектуальный потенциал,а не создать финансовый фонд.

Всем, кому небезразлично будущее беларуской логистики и у кого есть чем интеллектуально поделиться или есть интересные идеи по вопросам логистики беларуской логистики, прошу откликнуться – звоните + 375 20 623-12-75, пишите Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

В заключении – хотел бы привести девиз футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», который, как мне кажется», очень хорошо отразит нынешнюю ситуацию беларуской логистики в рамках недавно сформированного Единого экономического пространства -

«United we stand, divided we fall».

 

Специальное предложение!

«Фабеас»  предоставляет беспроцентный бессрочный коммерческий кредит своему Заказчику.

Подробнее с предложением можно ознакомиться здесь

Программа лояльности

За каждый размещенный 10-ый заказ сотруднику, ответственному за выбор логистической компании, мы дарим ... Что это будет, пока оставим в тайне. Всё очень индивидуально.  Подробнее...

Новости компании

C 19.08.2014 «ФАБЕАС» является официальным партнёром спортивной профессиональной гоночной белорусской команды «BY RACING».
Команда «BY RACING» приняла участие в соревнованиях в Риге (Латвия)».
 
 
26.01.2014. В кафе «Планета звезд» прошел веселый детский праздник награждения участников конкурса "Логистика глазами детей"
 
17.01.2014. По истечении десяти месяцев действия мы подвели первые итоги программы «Лояльность клиента».
 
21.11.2013 Создан канал Fabeas на Youtube - выложены обучающие видеоматериалы в части логистики и "отчеты" с мероприятий ГК "Фабеас".
 

Наш адрес:

 

Республика Беларусь,

Минск 220089, ул. Щорса 3-я, 9, оф. 208, а/я 29

Тел./факс: 336 10 40, 336 10 41, 336 10 42, 336 10 43

 

 

Часы работы:

Пон. - Пятн.: с 8.00 до 17.30

офис ГК "Фабеас"