Наши публикации

Рынок испытал шок

Какой выход нашли в сложной ситуации участники этого рынка, в чем они видят решение проблемы и как прогнозируют развитие ситуации?

Какой выход нашли в сложной ситуации участники этого рынка, в чем они видят решение проблемы и как прогнозируют развитие ситуации? Об этом корр. "БР" беседует с директором транспортно-логистической компании "ФАБЕАС" Андреем ПОДДУБСКИМ.

- Транспортно-логистические компании одними их первых ощутили последствия валютного кризиса. Ведь грузы приходят ежедневно. И если к исполнению заказа привлечен подрядчик-нерезидент, то валюта нужна практически каждый день.

Наша компания оказывает услуги на основании договоров транспортной экспедиции. То есть мы как экспедиторы обязуемся за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором.

А клиент обязан возместить расходы, понесенные экспедитором, и выплатить ему причитающееся вознаграждение.

Для выполнения заказов своих клиентов мы в основном привлекаем подрядчиков-нерезидентов, расчеты с которыми осуществляются в иностранной валюте. То есть полученные от клиентов белорусские рубли мы должны конвертировать в валюту и произвести платеж за оказанные подрядчиком услуги.

До 15 марта 2011 года сделать это было несложно - валюту можно было купить свободно на биржевом или внебиржевом валютных рынках по официальному курсу, установленному Нацбанком. Сейчас этот механизм, как известно, не работает.

- Андрей Владимирович, какой выход из сложившейся ситуации нашла ваша компания?

 

- С полной уверенностью сказать, что мы его нашли, нельзя.

Доставка грузов морскими контейнерами, как правило, растянута во времени. Контейнер с грузом из порта отгрузки в порт назначения приходит спустя 3-6 недель - в зависимости от региона отправления (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Америка). Затем осуществляется наземная транспортировка груза автомобильным или железнодорожным транспортом конечному грузополучателю. То есть от размещения заявки на перевозку до доставки груза и оплаты услуг клиентом может пройти 2 месяца.

В середине марта мы столкнулись с тем, что, пока грузы находились в пути, ситуация на валютном рынке страны принципиально поменялась. Фрахтовые суммы с клиентами были номинированы в иностранной валюте с оплатой в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату оплаты, но приобрести валюту за белорусские рубли, поступившие от клиента, в номинированном эквиваленте для оплаты услуг привлеченных подрядчиков стало невозможно.

Поэтому каждое выставление счета клиенту сопровождалось большими проблемами. Большинство клиентов понимали ситуацию и были готовы договариваться о курсе. Однако часть из ни заявили, что будут оплачивать услуги за доставку грузов только на старых, согласованных 2-3 месяца назад, условиях. Грузы таких клиентов компания вынуждена была задерживать в порту назначения до подписания необходимых документов. Но даже эта вынужденная мера не спасла нас от убытков.

- Почему?

- Комиссионное вознаграждение экспедитора варьируется в диапазоне от 1,5 до 3%. Так что при движении курса более чем на 1,5-3% экспедитор уже получает убыток. А ведь валютный курс в последнее время менялся с куда большим интервалом.

Не дождавшись стабилизации валютного рынка в Беларуси, компания в середине мая приняла решение начать процесс довзыскания недостающих сумм стоимости фрахта.

На сегодняшний день у нас выработаны механизмы работы с клиентами. Чтобы обеспечить импортную поставку груза и обезопасить свои риски от курсовых потерь, нам пришлось предложить заказчикам ряд мер.

Первое: предоплата (особенно для новых клиентов). Если клиент делает 100-процентную предоплату в белорусских рублях, компания прилагает максимальные усилия для того, чтобы еще до поставки груза купить валюту и четко представлять возможные курсовые потери. При этом обязательно договариваемся с клиентом, что в случае изменения курса он доплачивает курсовые разницы (по предъявлении подтверждающих банковских документов по фактическому приобретению валюты).

Второе. При работе с постоянными клиентами компания принимает оплату в белорусских рублях и после оказания услуги. Но при этом обязательно подписываем протокол, в котором уточняем, что приобретаем валюту по ожидаемому курсу на день оплаты.

Естественно, мы закладываем курс выше существующего. Однако оставшиеся белорусские рубли после приобретения валюты обязательно возвращаем клиенту.

Если же курс приобретения валюты оказался ниже, чем фактический, клиенту довыставляется соответствующий счет на сумму курсовых недоплат. Если клиент подписал протокол согласования цен, то данный счет является безусловно акцептованным клиентом, и в случае отказа от его оплаты денежные средства могут быть взысканы в судебном порядке.

Компания вынуждена была применить такие условия, так как часть клиентов отказались возмещать нам курсовые потери, а мы были обязаны выполнить свои обязательства перед перевозчиком.

Кроме того, нестабильная ситуация на валютном рынке Беларуси заставила нас переориентироваться на рынки России и Евросоюза.

- Это означает, что ваша компания должна привлекать к исполнению транспортных заказов все больше подрядчиков-нерезидентов. Но ведь если бы это делали белорусские подрядчики, не потребовалась бы и валюта для оплаты их услуг.

- Если бы все свои заказы мы могли разместить среди белорусских компаний, это было бы просто отлично. Но это невозможно.

Что касается грузов, доставляемых морским путем, - сегодня ни у одной белорусской компании нет пока в собственности морских судов. Аналогично и по обработке грузов в порту: ни у одной белорусской компании нет собственных терминалов в морских портах.

По авиаперевозкам ситуация такая: белорусские авиалинии в настоящий момент могут осуществлять лишь доставки грузов в экспортных направлениях, а по импортным авиадоставкам всегда используются зарубежные авиалинии.

По автомобильным перевозкам: белорусские перевозчики в силу различных причин проигрывают ценовую конкуренцию зарубежным перевозчикам (Литва, Латвия, Польша). Так что если бы мы привлекали к оказанию услуги белорусских перевозчиков, то фрахтовая сумма изначально должна была быть на 20-30% выше, что не устраивает наших клиентов.

- Но, опять же, для расчетов с подрядчиками нужна валюта.

 

- Проблемы со своевременной оплатой услуг подрядчиков, конечно же, возникли. К примеру, морские линии, будучи осведомленными о валютной ситуации в Беларуси, для многих грузов, следующих в РБ, в одностороннем порядке ужесточили условия оплаты, вплоть до предоплаты.

В этой ситуации нас серьезно выручила работа на российском рынке: многие образовавшиеся "дыры" белорусского рынка удалось закрыть за счет экспортной выручки в российских рублях.

- Повлиял ли валютный кризис на отношения с постоянными клиентами?

 

- Валютный кризис повлиял на всех. Но наша стратегическая задача - привлекать новых клиентов и удержать старых. Завоевание новых клиентов, как известно, в 5 раз более затратно, чем сохранение старых. Стратегия компании "ФАБЕАС" направлена на сохранение и расширение сфер сотрудничества с постоянными лояльными клиентами. Это достаточно сложно. Ведь рынок испытал шок.

Из-за резкого обесценивания белорусского рубля ставки на международные грузоперевозки в белорусских рублях выросли в разы. Многие экспедиторы и перевозчики отказываются исполнять свои обязательства перед клиентами. Мы же, напротив, предлагаем более быстрое обслуживание, более гибкую форму оплаты и другие эффективные решения.

На белорусском рынке продолжаем работать с лояльными клиентами. С ними мы готовы обсуждать приемлемые варианты взаиморасчетов с формированием фрахта в белорусских рублях без суммы перестраховки на возможный рост курса, так как уверены, что всегда найдем компромисс.

К новым белорусским клиентам, обратившимся к нам во время валютного кризиса, относимся очень осторожно. При работе с ними стараемся защитить свои риски.

Формы защиты следующие. Первое: оплата исключительно в валюте. Второе: стремимся получить оплату в валюте за большую часть фрахта полностью еще до пересечения грузом границы РБ. Третье: если договариваемся с клиентом об оплате в белорусских рублях, то она должна поступить нам на расчетный счет в полном объеме до момента пересечения грузом клиента границы РБ (при этом используем курс, который выше внебиржевого на дату выставления счета с последующим механизмом доурегулирования переплат или недоплат).

Мы понимаем, что эти условия довольно жесткие. Но они вынужденные - иначе работа за белорусские рубли приравнивается к 100-процентному риску. Если новый белорусский клиент с ними не соглашается, нам проще с ним не работать.

- Валютный кризис повлиял на структуру рынка транспортно-экспедици

онных услуг в Беларуси?

 

- Безусловно. Новые тенденции уже чувствуются. Некоторые транспортно-логистические компании, работающие исключительно на белорусский рынок, не могут выполнить обязательств перед подрядчиками и, соответственно, перед клиентами. Предполагаю, что ряд компаний, которые начали заниматься транспортно-логистической деятельностью в период роста рынка в 2009-2010 годах, уйдут из этой сферы.

- Что нужно сделать для нормализации ситуации на рынке транспортно-логистических услуг?

 

- Главное - обеспечить единый курс. Неопределенность на валютном рынке не позволяет принимать взвешенных управленческих решений. В такой ситуации риск получить убытки возрастает многократно. Если ситуация в ближайшее время в Беларуси не изменится, то компании, работающие в сфере транспортно-логистических услуг, либо возьмут паузу, либо уйдут с белорусского рынка на более прогнозируемые.

Наша компания работает в Беларуси, России и странах ЕС. Мы не скрываем, что наиболее перспективными рынками для нас сейчас являются Россия и Евросоюз.

Андрей Поддубский, Фабеас ООО

"Белорусы и рынок" №26(961) 11-17 июля 2011 г.

Ссылка: belmarket.by/ru/133/171/10477

Специальное предложение!

«Фабеас»  предоставляет беспроцентный бессрочный коммерческий кредит своему Заказчику.

Подробнее с предложением можно ознакомиться здесь

Программа лояльности

За каждый размещенный 10-ый заказ сотруднику, ответственному за выбор логистической компании, мы дарим ... Что это будет, пока оставим в тайне. Всё очень индивидуально.  Подробнее...

Новости компании

C 19.08.2014 «ФАБЕАС» является официальным партнёром спортивной профессиональной гоночной белорусской команды «BY RACING».
Команда «BY RACING» приняла участие в соревнованиях в Риге (Латвия)».
 
 
26.01.2014. В кафе «Планета звезд» прошел веселый детский праздник награждения участников конкурса "Логистика глазами детей"
 
17.01.2014. По истечении десяти месяцев действия мы подвели первые итоги программы «Лояльность клиента».
 
21.11.2013 Создан канал Fabeas на Youtube - выложены обучающие видеоматериалы в части логистики и "отчеты" с мероприятий ГК "Фабеас".
 

Наш адрес:

 

Республика Беларусь,

Минск 220089, ул. Щорса 3-я, 9, оф. 208, а/я 29

Тел./факс: 336 10 40, 336 10 41, 336 10 42, 336 10 43

 

 

Часы работы:

Пон. - Пятн.: с 8.00 до 17.30

офис ГК "Фабеас"